Андрей Лозицкий рассказал о том, каким стал 2020 год для информатизации регионального здравоохранения

 
Управляйте здоровьем регионов

Процессы цифровизации российской экономики, в том числе отрасли здравоохранения, опираются на специалистов, готовых генерировать прорывные идеи и постоянно совершенствовать свои навыки. В 2020 году в здравоохранении Тюменской области произошли значимые перемены, которые, по мнению Андрея Лозицкого, директора ресурсного центра «1С-Медицина-Регион», не были бы возможны без крепкого союза медицинских работников и ИТ-специалистов.

Андрей Вячеславович, расскажите, как давно начался процесс цифровизации тюменского здравоохранения и какую цель он преследует?

—Создание региональной медицинской системы в Тюменской области началось в 2015 году, когда Правительство региона задалось целью кардинально улучшить доступность и качество медицинской помощи. Главной идеей на первом этапе было создание электронной медицинской карты пациента, реализовав которую, мы обеспечили медиков возможностью оперативно находить информацию о любом пациенте в любой клинике области. Сегодня врач скорой помощи может запросить по мобильному устройству информацию о пациенте, к которому он едет, и своевременно узнать историю его болезни. На этом первом и самом трудном этапе создания региональной медицинской системы первопроходцами стали главный врач ОКБ №?1 Сергей Ярцев и его заместитель Игорь Бродер.

Как развивалась региональная медицинская информационная система в этот непростой для медицинской отрасли год?

—Сегодня мы разрабатываем функционал по оптимизации маршрута каждого пациента с момента обращения к врачу до выздоровления. Ведем работу над такими блоками системы, как акушерство и гинекология, неонатология, иммунопрофилактика населения, телемедицина и т.д. Разработка централизованной системы управления ЛЛО (льготное лекарственное обеспечение) позволяет своевременно обеспечить лекарствами определенную категорию граждан. Нам удалось автоматизировать весь процесс: от формирования медицинской организацией заявки на закупку лекарственных препаратов до получения сведений о выданных лекарствах. Эта разработка признана успешным ИТ-проектом в период пандемии на Всероссийской виртуальной конференции «ИТМ СИБИРЬ», которая прошла в июне этого года. А уже в июле на конкурсе, проводимом Аналитическим центром при Правительстве РФ, наша система в целом была признана победителем в номинации «Цифровые решения для здравоохранения».

Можно ли сказать, что пандемия стала своеобразным толчком для ускоренного внедрения разных ИТ-решений в практику медицинских работников?

—Коронавирус разделил жизнь медиков на «до» и «после» пандемии. Инфекция стала проверкой на устойчивость и гибкость системы здравоохранения и, конечно, заставила искать новые инструменты для борьбы с COVID-19. Весной этого года мы разработали функционал МИС, позволяющий мед-организациям оперативно получать актуальные данные о пациентах, зараженных коронавирусом. Информация в системе доступна врачам поликлиник и стационаров, фельдшерам, оказываю-
щим медицинскую помощь на дому, бригадам скорой и неотложной помощи.

Как вы решали другие текущие задачи по автоматизации медучреждений?

—В течение 2020 года в Тюменской области проходит тираж региональной МИС в стационарах. Весь процесс перехода на новое программное обеспечение происходит удаленно, что никак не повлияло на качество тиража МИС. К концу года в 1С будут работать еще девять медицинских учреждений области, а общее количество всех пользователей в системе приблизится к 20 000.

Вам не кажется, что посткоронавирусный мир будет настолько технологичен, что человеческие компетенции уйдут на второй план?

—Многие думают, что цифровая трансформация – это просто внедрение новых технологий. Тем не менее, решения принимают люди, а не техника или алгоритмы. Ресурсный центр «1С–МР» накопил большой опыт работы с медицинским сообществом, мы понимаем региональную специфику системы здравоохранения, видим возможности для развития. Но, главное, врачи сами предлагают уникальные идеи и решения — чем больше мы реализуем функционала, тем больше идей по автоматизации возникает у врачей. Успех проекта обусловлен также грамотным управлением со стороны департаментов информатизации и здравоохранения Тюменской области. Руководство этих структур принимает непосредственное участие в определении стратегических ориентиров цифровой трансформации региона и сегодня мы благодарим их за это. Люди — ключевой элемент цифровизации здравоохранения.