ИТ-технологии: ключевая роль в развитии медицины

 
Управляйте здоровьем регионов

Главный врач поликлиники №17, Татьяна Михайловна Клещевникова, продемонстрировала тюменским мамам, какие возможности открывает для родителей личный кабинет на портале «Госуслуги», как работают инфокиоски в поликлиниках, и насколько удобно приложение «Медицина72».

Если говорить о портале, то здесь помимо записи на прием к врачу, пользователям доступна услуга по предоставлению документов из электронной медицинской карты ребенка (результаты лабораторных исследований, протоколы УЗИ и прочее), данные о профилактических прививках, маршрутный лист для прохождения профилактического осмотра и получение медицинской справки. По информации департамента здравоохранения Тюменской области услугой «доступ к электронной карте» за 5 месяцев 2018 года воспользовались уже 7 000 человек. Стоит заметить, что более 50% населения записывается на прием дистанционно.

Преимущества электронных сервисов очевидны. Они помогают не только пациентам, но и медицинским работникам. Врач имеет возможность оптимально планировать свой день, очереди в поликлиниках сократились, а процесс лечения стал более комфортным и прозрачным.

Внедрение цифровых технологий в медицине открывает доступ ко всем инструментам, способным дать здравоохранению качественный рывок к развитию. Даже носимые устройства становятся привычными средствами организации лечебного процесса и мониторинга состояния человека. К примеру в Тюмени с помощью тонометра, оснащенного GSM-модулем, в 2018 году дистанционно наблюдались 360 человек с нестабильным течением гипертонии.

Отмечая устойчивую тенденцию к развитию электронных сервисов в здравоохранении, можно сказать, что медицинские информационные системы являются перспективным направлением развития отрасли. Автоматизация всех аспектов деятельности медицинских организаций тюменского региона, инициированная областным правительством несколько лет назад, уже сейчас имеет положительные результаты.

Комплексная информационная система «1С:Медицина.Регион», построенная на платформе «1С:Предприятие 8» и усовершенствованных решениях линейки «1С:Медицина», внедрена в двух крупнейших медицинских организациях Тюменской области ГБУЗ «Областная клиническая больница №1» и ГБУЗ «Областная клиническая больница №2», где уже высоко оценили продуктивность работы в новой системе: благодаря однократному вводу и многократному использованию данных снизилось число ошибок и значительно сократилось время на оформление медицинской документации. Врачи получили оперативный доступ к истории болезни пациента. Повысилось качество взаимодействия различных служб лечебного учреждения и качество управления этими службами. Многие учетные процессы упростились и производительность труда учетных служб заметно увеличилась.

В 2018 году медицинская информационная система тиражируется в 11-ти поликлиниках и в четырёх стационарах области. На сегодняшний день, работа сотрудников 5 городских поликлиник полностью осуществляется в «1С».

В настоящий момент идут работы по внедрению единой централизованной медицинской системы в рамках региона. Что это значит? Пациент, обратившийся однажды по полису ОМС в любую из поликлиник системы, получает индивидуальный номер, который помогает идентифицировать его при всех последующих обращениях в медицинские учреждения, работающие в данной системе. Регистратору не нужно заносить данные пациента в программу снова и снова. В случае необходимости, электронная история болезни передается из одного медицинского учреждения в другое по запросу. Централизованный подход реализуется для прикрепления/открепления к медицинской организации, контроля выписки льготных лекарственных средств, для направления между учреждениями, и др.

Благодаря внедрению информационных технологий, запуску электронных сервисов, медицина становится более персонализированной, появляется возможность работать с большим количеством данных, необходимых для выявления причин возникновения заболеваний. Это позволяет не только бороться с последствиями, но и понимать причинно-следственные связи.