Какие проблемы медицинских учреждений решает автоматизация

 
Управляйте здоровьем регионов
Очереди в регистратуру и потеря медицинских карт уже не являются острой проблемой для жителей Тюменского региона, как это было еще четыре года назад. Об этих и других успехах информатизации в здравоохранении сообщили в своих докладах директор областного департамента информатизации Мария Рудзевич и директор областного департамента здравоохранения Инна Куликова на очередном заседании президиума регионального правительства. Встречу провел временно исполняющий обязанности губернатора Тюменской области Александр Моор.

Востребованным среди жителей региона является мобильное приложение «Медицина72» (в 2015 г. — 25 тыс. пользователей, в 2018 г. — 120 тыс. пользователей), популярной является система электронной очереди (в 2017 г. выдано свыше 3,5 мл. талонов, за 5 месяцев 2018 г. — более 1 мл. 800 тыс.). 70% медицинских карт ведется только в электронном виде, а электронный учет лабораторных исследований достиг 90%. Активно тиражируется система управления ресурсами медицинских организаций, созданная специалистами Ресурсного центра «1С-Медицина-Регион». Она включает ведение электронной истории болезни, учет всех назначений и проведенных исследований, что позволяет более эффективно и грамотно расходовать финансовые ресурсы учреждений, прогнозировать закупку необходимых лекарств и расходных материалов. Благодаря этой электронной системе на уровне отделений и конкретного врача в режиме онлайн доступна информация о результатах исследований, выполнении лекарственных назначений, о проведенных операциях и их результатах, госпитализированных пациентах и пр.

Информационные технологии оказывают положительное влияние на все аспекты медицины. Мы наблюдаем стремительное развитие электронных сервисов и активное внедрение медицинских информационных систем. Вопрос об эффективном использовании ИТ в медицинских учреждениях становится все актуальнее.
Предлагаем вам разобраться подробнее, какую пользу несет автоматизация поликлиникам и стационарам. Отвечать на это вопрос начнем с тех плюсов, которые получает пациент, ведь вся работа здравоохранения в первую очередь направлена именно на пациента.

Какие преимущества дает автоматизация больницы пациенту

Электронные медицинские записи — первый очевидный плюс. Пациенту больше не нужно носить с собой результаты исследований, рецепты и выписки, беспокоиться о том, что его амбулаторная карта может потеряться. Всю информацию о своем здоровье он получает в электронном виде. Автоматизация раз и навсегда решает проблему расшифровки врачебного почерка. Согласитесь, это совсем другой уровень качества предоставления услуги.
Важным этапом взаимодействия с пациентом является его информирование по актуальным вопросам работы медучреждения. Когда МИС интегрирована с инфокиосками, телевизионными панелями, call-центром и мобильным приложением, пациенту не нужно дополнительно обращаться к медперсоналу за необходимой информацией. Расписание приемов врачей, график работы диагностических кабинетов и прочие данные доступны в оперативном режиме.
Благодаря автоматизации обмен данными о пациенте между разными службами одного медицинского учреждения и даже между разными клиниками происходит в кротчайшие сроки. Это еще один важный признак удобства для пациента. Например, лаборатория чаще всего находится отдельно от поликлиники и может выполнять исследования для нескольких медучреждений. В таком случае оперативность в предоставлении направления на исследование и получение врачом результатов анализов особенно важна. Немаловажным является и обеспечение сохранности данных исследований.
Все это указывает на то, что автоматизация деятельности медицинских учреждений позволяет пациентам получать медицинские услуги на более высоком уровне.

Как автоматизация помогает работе врача

Благодаря объединению компьютеров в медицинскую информационную систему врач может организовать свою работу сразу в нескольких направлениях:

ведение медицинских документов
совместная работа врачей общей практики и параклиник
планирование лечебно-диагностических мероприятий
оперативный доступ к полной истории болезни пациента
При этом врачи, как основные пользователи, отмечают не только удобства, но и некоторые трудности, связанные с автоматизацией.

Начнем с положительных моментов:

Во время приема пациентов врачу не нужно писать от руки. Регистрация результатов осмотра и выписка направлений происходит с помощью электронных средств, которые учитывают потребности врача и медицинской сестры во время приема, помогают быстро и безошибочно отражать результаты своей работы.
Когда АРМ (автоматизированные рабочие места) врача соединены в единую сеть, обмен информацией между сотрудниками существенно упрощается. Записать пациента на повторный прием или к другому специалисту можно сразу во время приема, не обращаясь в регистратуру. Также врач со своего рабочего места может назначить исследования или лечебные процедуры, и результаты этих исследований и процедур не будут утеряны, ведь немаловажным преимуществом автоматизации является резервирование, которое обеспечивает надежное хранение всей медицинской информации.
Автоматизация помогает врачу планировать многие рутинные мероприятия, например диспансерное наблюдение хронических больных, льготное лекарственное обеспечение, иммунизация и иммунопрофилактика, профессиональные и прочие осмотры.
Автоматизация упрощает согласование протоколов совместного осмотра или решений врачебной комиссии: вся информация вносится в электронном виде, нет необходимости использовать бумажные карты.
Негативные моменты в автоматизации проявляются на этапе внедрения МИС, ведь процесс автоматизации — это не только объединение людей в одно информационное пространство, но и большой блок организационных мероприятий. Даже самая усовершенствованная технология поначалу замедляет процесс работы, так как требует соответствующих знаний и навыков. Неудовлетворенность возникает на фоне первых ошибок, которые исчезают в процессе освоения программы. Любая реорганизация находит негативные отзывы в коллективе, кто-то из сотрудников стесняется своей низкой компьютерной грамотности, кто-то даже боится потерять работу, если вдруг не справится с новым программным обеспечением. Но, как показывает опыт, медицинскому персоналу требуется от 2-3 месяцев до полугода, чтобы привыкнуть к новым условиям работы. Наступает момент, когда скорость введения данных в электронные формы превышает скорость работы от руки, и зачастую медицинские работники уже не представляют возврат к бумажным медицинским картам. Для многих такой шаг назад является даже большим стрессом, чем работа в новой МИС.

Как медицинская информационная система учитывает интересы руководства

Как правило, первыми позитивную отдачу от автоматизации получает менеджмент медицинских учреждений. Именно руководители, принимающие решение о финансировании МИС, должны видеть наиболее реальные и очевидные преимущества автоматизации.

Благодаря ИТ контроль за финансами и хозяйственной частью осуществляется буквально в режиме реального времени.
Медицинскому учреждению, прошедшему через автоматизацию, проще соответствовать установленным стандартам качества лечения. Информация, необходимая для принятия управленческих решений, доступна руководителю не время от времени, а постоянно. Например, контроль использования дорогостоящего оборудования (КТ и МРТ), контроль повторных назначений лабораторных исследований. А чтобы оптимизировать расход и использование материалов, нужна автоматизация склада медикаментов.
Безопасное использование и хранение данных о пациенте — один из важнейших вопросов для руководства медучреждений. Электронная медицинская карта, не может быть потерянной, ее не так просто уничтожить, в отличие от бумажной. Соблюдение государственных стандартов в сфере обеспечения безопасности данных, что является нормой для разработчиков МИС, существенно повышает безопасность персональных данных.
Если вы хотите сравнить показатели работы медицинского учреждения до и после внедрения МИС, то стоит обратить внимание на следующие аспекты:

снижение количества необоснованных дорогостоящих исследований (КТ, МРТ) и повторных лабораторных исследований
пропускная способность кабинетов (за счет использования электронного расписания с функцией оптимальной загрузки медперсонала)
время на подготовку отчетов
скорость поиска и обработки данных, скорость подготовки документов
использование ресурсов, в то числе и человеческих, когда один и тот же объем работы выполняется меньшим количеством людей, также сюда относится экономия медикаментов и расходных материалов
Сегодня на рынке медицинских информационных систем предложение опережает спрос. Чтобы сделать правильный выбор, необходимо оценить потребности медицинского учреждения.

Для чего будет использоваться МИС?

Рассмотрите такие факторы, как объем входной информации, изменчивость данных, количество пользователей и их размещение (регистратура, стационар, лаборатория и пр.), взаимодействие с ТФОМС, связь с другими системами, типа бухгалтерского учета и т.д. Обзор медицинских информационных систем показывает, что идеальной МИС не существует, следует искать ту, что отвечает вашим потребностям или способна под них адаптироваться.

Заполните онлайн-форму на нашем сайте, и мы покажем вам, как система «1С:Медицина:Регион» может решить ваши задачи.