Комплексная автоматизация медучреждений Тюменской области
Краткое описание проекта
Правительство Тюменской области инициировало проект по повышению эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений. В рамках реализации этого проекта была создана типовая комплексная информационная система медицинских организаций региона. Система построена на платформе «1С:Предприятие 8» и решениях линейки «1С:Медицина». Комплексная информационная система охватывает все аспекты деятельности лечебного учреждения: медицинские процессы, централизованную аптеку, лабораторию, службу диетпитания, службу статистики, бухгалтерский учет и расчет заработной платы. Такой подход обеспечивает персонифицированный учет затрат на пациента. В качестве «пилотного» учреждения для проекта была выбрана Тюменская областная клиническая больница №1 — крупнейшее медицинское учреждение области принимающее ежегодно от 40 000 пациентов. Опытная эксплуатация созданного решения прошла успешно и дала ожидаемые результаты.
Цели и задачи проекта
Цель проекта:
- получить объективную картину деятельности лечебно-профилактического учреждения;
- обеспечить возможность их сравнительного анализа и контроля;
- обеспечить эффективное расходование бюджетных средств.
Цели пилотного проекта: создание комплексной автоматизированной системы лечебного учреждения, внедрение этой системы в пилотном учреждении (Тюменской областной клинической больнице №1), проведение опытной эксплуатации и подготовка системы к дальнейшему тиражированию во всех лечебно-профилактических учреждениях региона.
Задачи проекта:
- обеспечение персонифицированного учета оказанной медицинской помощи и расходов на лечение;
- внедрение электронной медицинской карты, облегчение поиска и обработки информации о пациенте;
- минимизация ручного труда медицинского персонала при заполнении документов истории болезни;
- организация взаимодействия служб, минимизация ручного труда при вводе данных о диагностических и лабораторных исследованиях;
- организация максимально эффективной подготовки статистической отчетности;
- организация управления взаиморасчетами со страховыми организациями;
- управление складскими запасами медикаментов, контроль по партиям, сериям, срокам годности, обеспечение прозрачности складских запасов;
- расчет себестоимости питания пациента;
- исключение повторного ввода информации, в том числе при оформлении операций бухгалтерского учета и предоставлении информации в региональный и федеральный сегменты ЕГИСЗ;
- облегчение и минимизация ручного труда учетных служб (бухгалтерии, ПЭО, кадровой службы);
- автоматизация предоставления информации о деятельности лечебно-профилактического учреждения в органы власти Тюменской области.
Ситуация до старта проекта
К началу проекта в Тюменской областной клинической больнице №1 были частично автоматизированы процессы бухгалтерского, складского учета и расчет заработной платы. Однако, работа этих информационных систем вызывала множество нареканий, поэтому от их использования решили отказаться.
Медицинские процессы не были автоматизированы. Это вызывало необходимость многократного ввода одной и той же информации и приводило к снижению эффективности работы. По подсчетам представителей больницы, данные пациента только в приемном отделении вводили вручную в различные формы до 18 раз.
Достаточный уровень автоматизации был только в клинической лаборатории. Эту систему решено было оставить и интегрировать с новой.
Архитектура решения и масштаб проекта
Информационная система построена на базе отраслевых решений линейки «1С:Медицина» с использованием платформы «1С:Предприятие 8»: «1С:Медицина. Больница», «1С:Медицина.Больничная аптека», «1С:Медицина.Диетическое питание», «1С:Медицина. Федеральные регистры», а также типовых решений «1С: Бухгалтерия государственного учреждения» и «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения».
Отраслевые системы линейки «1С:Медицина» адаптированы и доработаны. Перечислим основной функционал подсистем:
1С:Медицина.Больница
- Поступление пациента в приемное отделение. Оформление всей необходимой медицинской документации в системе на стадии нахождения пациента в Приемном отделении. Оформление согласий на медицинское вмешательство и обработку персональных данных. Назначение лекарственных препаратов, диагностических и лабораторных исследований. Автоматическое получение результатов диагностических и лабораторных исследований. Оформление отказа в госпитализации. Оформление госпитализации в отделение стационара.
- Лечение пациента в клиническом отделении стационара. Оформление всей необходимой клинической медицинской документации (в ходе проекта создано более 100 видов медицинских документов).
- Назначение лекарственных препаратов, диагностических и лабораторных исследований. Переводы пациента между отделениями. Лечение пациента в ПРиИТ (палата реанимации и интенсивной терапии). Оформление документации, связанной с выпиской пациента из стационара.
- Выполнение диагностических и лабораторных исследований. Создано рабочее место врача-диагноста, возможность формировать в системе параметрические протоколы по всем диагностическим исследованиям. Обеспечен автоматический обмен данными с клинической лабораторией и её подразделениями, получение результатов анализов из лаборатории.
- Поддержка работы хирургических отделений, отделений анестезиологии и реанимации. Планирование оперативных вмешательств, оформление документации связанной с оперативными вмешательствами, а также документации связанной с проведением анестезии и реанимационных мероприятий.
- Вспомогательные функции: учет коечного фонда, формирование оперативной статистической отчетности, внедрение персонального браслета со штрих-кодом для пациента, внедрение электронной цифровой подписи, обмены данными.
- Все процессы складского учета лекарственных средств и препаратов, в т.ч. учет основных средств и забалансовых активов (за исключением продуктов питания). Учет лекарственных средств ведется с использованием справочника РЛС.
- Учет и списание дорогостоящих расходных материалов на операции с детализацией до пациента. Распределение общих расходных материалов на прооперированных пациентов.
- автоматизация процессов централизованной стерилизационной (изготовления).
- Возможность подписания документов ЭЦП.
- Вспомогательные функции: заимствование между источниками финансирования, перемещение запасов между отделениями.
- Все процессы организации питания (планирование, разработка рациона, составление калькуляций).
- Расчет себестоимости питания с детализаций до пациента.
- Складской учет продуктов питания.
Система «1С: Зарплата и кадры государственного учреждения» обеспечила поддержку всех процессов кадрового учета и расчета заработной платы (в ходе проекта создано более 40 различных печатных форм, отчетов).
С помощью системы «1С: Бухгалтерия государственного учреждения» автоматизированы все участки бухгалтерского учета (контрагенты, взаиморасчеты, казначейство, банк, касса, фонды, обязательства, запасы и т.д.), а также все процессы подготовки и сдачи налоговой отчетности.
Проведена интеграция модулей между собой (потоки данных показаны на рис. 1). Наиболее важные участки интеграции:
- передача из системы «1С:Медицина. Больничная аптека» в «1С:Медицина.Больница» информации об актуальных остатках медикаментов на складах;
- обмен между системой «1С:Медицина. Больничная аптека» и лабораторной системой документами поступления и списания;
- передача информации о питающихся и диетах из системы «1С:Медицина.Больница» в «1С:Медицина. Диетическое питание»;
- системы «1С:Медицина. Больничная аптека» и «1С:Медицина. Диетическое питание» интегрированы с «1С: Бухгалтерия государственного учреждения» в бухгалтерский модуль ежедневно передается информация о суммовом учете в разрезе групп предметно-количественного учета.
Также в рамках проекта проведена интеграция с информационно-аналитической системой органов власти Тюменской области https://analit.72to.ru, позволяющей в режиме реального времени анализировать качественные показатели работы лечебно-профилактического учреждения.
В общей сложности автоматизировано более 500 рабочих мест, расположенных в 8 территориально распределенных корпусах. Сервера приложений и СУБД расположены в Центре обработки данных, в виртуализированной среде на базе WMware. Связь с лечебными учреждениями осуществляется по защищенным каналам связи.
Особенности и уникальность проекта
Как отмечалось выше, проведена глубокая доработка всех модулей системы. Прежде всего отметим механизм назначения лекарственных средств, механизмы автоматизации хирургических, анестезиологических и реанимационных отделений, а также рабочее место врача-диагноста.
При внедрении системы «1С: Зарплата и кадры государственного учреждения» из использовавшейся информационной системы были перенесены данные о заработной плате для расчета среднего заработка, отработанного времени, времени болезней за предшествующие годы, данные о физических лицах и сотрудниках (более 3000 работающих сотрудников, а также архивная информация) и т.д. При внедрении системы «1С: Бухгалтерия государственного учреждения» также перенесены остатки на счетах, справочники.
Результаты проекта
Завершен «пилотный» проект в Тюменской областной клинической больнице №1. Поставленная цель достигнута: создана комплексная информационная система лечебного учреждения, она внедрена в Тюменской областной клинической больнице №1 и прошла опытную эксплуатацию. Таким образом система подготовлена к дальнейшему тиражированию на другие лечебные учреждения отрасли.
Пилотное внедрение системы в Тюменской областной клинической больнице №1 дало следующие результаты:
- повышена производительность труда и снижено число ошибок благодаря однократному вводу и многократному использованию данных;
- обеспечен оперативный доступ врачей к данным электронной истории болезни пациента, значительное сокращено время на оформление медицинской документации благодаря использованию данных предшествующего периода;
- повышено качество взаимодействия различных служб лечебного учреждения за счет автоматизации;
- повышено качество управления за счет прозрачности административно-хозяйственных процессов;
- упрощены многие учетные процессы за счет постановки новых схем учета;
- созданы механизмы, позволяющие получить объективную картину деятельности медицинского учреждения и провести их сравнительный анализ.
Перспективы
Следующий этап проекта – тиражирование Системы во всех стационарах Тюменской области. Также планируется перевод системного программного обеспечения на свободно распространяемые аналоги, такие как Linux Centos и СУБД PostgreSQL.